Прозренья его беспощадны,
Сужденья его непреложны.
Его дураки безупречны,
Его богомольцы - безбожны,
Его отношения с вечной
Бессмертной Гармонией - сложны.
Его плясуны к небосводу
Пудовую ногу бросают,
Как камень из катапульты...
Старухи его потрясают
Лица выражением тыльным.
На пиршестве жизни обильном...
Таинственно все и ничтожно.
Таинственно, невероятно!
Ничтожество необъятно.
Еду в машине и слушаю очередное Фрэнки шоу. Вы конечно же слышали о нем. Нет? Ну как же, сумасшедший Фрэнки в эфире радио «Серебряного дождя», у него тысяча лиц и его фантазия не имеет границ, в какой же роли он сегодня?... У меня он в роли Брейгеля. Художника, о котором неизвестно ничего. Все, что сохранилось достоверного из его биографии это 3 документа: вступление в гильдию художников, регистрация брака и регистрация смерти. Всё. Ну и конечно же картины. Искусство Брейгеля Старшего можно смело назвать концептуальным, хотя, конечно, такого направления в 16-м веке не было, и его концепции сводятся не к разбрызгиванию яичных желтков по холсту для выражения свободы творчества. Современники бы такого просто не поняли. Однако, несмотря на реализм, поразмыслить есть над чем, потому что картины предлагают множество загадок, своего рода квест, где необходимо найти, уловить и почувствовать, что же этот чудак хотел сказать. И вот я уже рассматриваю картину «Две ловушки», скачанную в высоком разрешении, так что можно рассмотреть силуэты башен далекого города на горизонте. И да, действительно, первая ловушка очевидна: здесь, в правом нижнем углу, рассыпанное на снегу зерно, расставленные силки и птички, не подозревающие о человеческом коварстве. Только птицелова нигде нет. И еще эти густые ветки кустов перед глазами, прямо на переднем плане, ловушка просматривается через густую сеть, почти не видно! Как, впрочем, и птицам не видно меня…
А где же вторая ловушка?..
По счастливой случайности (как это обычно и бывает) я месяца четыре назад попала на выставку «Босх. Ожившие видения» в центре дизайна ARTPLAY. Интересна была даже не загадочная личность Босха (кстати, оказавшая безусловное влияние на работы Брейгеля), и не удивительная арт-площадка, а сам формат выставки. Полотен Босха на ней не было. За ними Вам в Мадрид, в Прадо. Но здесь Вы правда могли бы попасть в мир картин Босха, буквально войти в них и его видения бы ожили от Вашего присутствия. Зал представлял собой бесконечный замкнутый в круг экран, метра 4 высотой. И то что на реальных полотнах можно рассмотреть только под лупой, здесь выплывало из темноты, поражая яркостью красок и невозможностью форм. Летучие мыши с крыльями из павлиньих перьев и лягушки, скрещенные с бабочками, а синих аватаров Босх изобрел еще в 15-м веке. Спорынья, розовая волынка, ежевика, ножи и уши, эротика и пение райских птиц. Люди забывали разговаривать. Заходя шумной компанией, замирали, и только через минуту на ощупь, не отрывая взгляда от стен, пытались сесть на пуф.
О PokemonGo не написал уже только ленивый. Высказали свое мнение психологи, социологи, историки, культурологи. Выразили опасения или возмущения. А я, когда прочитала об игре, подумала именно о той интерактивной выставке Босха. Архитектура всегда являлась площадкой для игр: трибуны и площади - для игр политических, храм - для игр сакральных, дом, офис, ресторан - для игр социальных, про театр я даже не говорю. Шиллер писал что "человек лишь тогда вполне человек, когда он играет". Наверное скоро любой урок в школе будет начинаться с установки нового приложения на телефоны и все отправятся искать беседку, где Онегин объясняется с Татьяной. Целый кладезь для фантазии преподавателей и работы для айтишников.