Все началось с того, что один хороший друг подарил мне календарь. Не то чтобы это был Новый год, скорее ДР. Я увидела и воскликнула: «О! Рерих!». Но тут же поняла, что ошиблась. Не Рерих. Хотя чистота и откровенность красок, возможных только в горах, наталкивала на мысль о Шамбале, но цвета были более кислотные, мазок шершавый и грубый, не такой как у Рериха. Оказалось календарь собран из работ Анатолия Криволапа, художника современного, ныне здравствующего (вспомнилась одна моя подруга, любившая восклицать о ком угодно: «Как?! Он еще живой?»). Так вот, живой. Календарь повесила недалеко от компьютера и кровати и наблюдала, как глянцевая полиграфия меняет оттенки утром и под электрической лампочкой вечера.
Возможно Вам известен такой закон мироздания, что появившийся в жизни предмет далее заставляет реальность распаковывать новые и новые файлы этой темы. Очень часто это происходит с машинами, Вы выбрали автомобиль и потом кажется, что по всему городу только они и ездят, в журналах и лентах новостей Вы наталкиваетесь на статьи, истории и акции, и даже в последнем Форсаже из вертолета на парашюте будут выбрасывать именно Вашего красавца.
Собираюсь на выходные в Киев. Вечером - балет, а днем - вопрос… Афиша города, выставки… Как? Тот самый? Те пейзажи, на которые я смотрю каждый день вот уже три месяца? Подобное ощущение у меня было перед музеем Ван Гога, где я в длинной очереди к входу размышляла о том, что увижу полотна тех картин с обложек моих школьных тетрадок. Тогда «Ирисы» это была Алгебра, а «Мост Ланглуа близ Арля» - Химия (на любимые предметы я заводила тетради с любимыми обложками). Музей истории города Киева, бульвар Богдана Хмельницкого,7. Если кто-то подумал что такое архаичное слово «музей» не менее древнего города Киева означает, что он расположен в старом особняке в эклектичном стиле, то Вы сильно ошиблись. Над входом - парящий стеклянный навес на стальных тросах, а атланты хоть и присутствуют, однако вполне современные по пластике и покрашены в темно-серый цвет. Внутри стеклянный лифт, поднявший нас на 3-й этаж. И вот, я на выставке….
Пишу и зачеркиваю. Сказать? Не сказать? Картины Анатолия Криволапа можно описать цитатой Е. Андреевой из ее диссертации «Всё и ничто»: «бинарные оппозиции в ритме осцилляции». Можно рассказать о красках, о том, что картины не ограниченны рамой, и это правильно, потому что они – взгляд, сон, фантазия, порез ослепительный на траве (так что разодран холст). И кажется, что там портал, дверка в чуланчик папы Карло, в удивительный мир бьющего в глаза света и цвета.
Что такое для Вас живопись? Любите ли Вы ее? Театр, фотография, живопись, любое изобразительное искусство являет нам образы, перенося нас в иное пространство и измерение. Если живопись для Вас - разговор с самим собой, художником и возможность увидеть мир по-другому, когда конь – это вечер, это ночь, это фантом, черный на черном, который выступает и проступает сквозь оболочку обыденности и Вы вдруг понимаете, что это Вы… Когда картина «о. Тиран» дышит распаленным до бела миром пустыни и дарит краски и контрасты, которые я не заметила за всю неделю allinclusive в Египте. Не все включено в нашем восприятии мира без картин А.К. «Если когда-нибудь в Ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь Вами, забытый как мечта несбыточная…», то в картинах Криволапа он явится к Вам вновь, и Вы увидите его глаза, устремленные на Вас с тоской и любовью…
Ступайте в музеи, галереи, арт-пространства, если можете… В этих полотнах Вы найдете и любовь к родине, и желание рисовать, и желание бежать, ехать и лететь на край света за новыми красками и чувствами. Картины А.К. поразят и ослепят Вас, как сильные, искренние чувства, которые становятся такой редкостью в нашем цифровом мире маленьких черных зеркал.
Кожухина Е.В.
Kozhukhina Architects